Вера Павловна
Янова
(21 сентября 1907 – 13 сентября 2004)

родилась в городе Влоцлавек
Варшавской губернии
На творчество Александра и его брата Валерия большое влияние оказали картины матери: эти соседствующие большие локальные пятна открытых звенящих цветов, абрисы фигур — всё от неё.
Вера Павловна Янова была блестящим колористом, писала огромные холсты, но при жизни никогда не выставлялась, её работы были известны только друзьям. Она работала во всех жанрах живописи, кроме тематической картины. Нередко жанры в её живописи смешиваются: она любила писать цветы на фоне открытого окна — так в натюрморт входил пейзаж.
Портреты часто писала в мастерской на фоне находящихся рядом с моделью картин. И только её пейзажи и религиозная живопись сохранили жанровую целостность...

* Щелкайте по картинкам для увеличения

Вера Павловна училась на архитектурных курсах в Ленинградском инженерно-строительном институте. Став замужней дамой, эта потрясающего обаяния, красоты и изысканности женщина образовала у себя дома творческий салон. Разговоры об искусстве, проходившие в её кругу
и имеющие немалое значение для развития ленинградской культуры, описаны в произведениях философа Я. С. Друскина, по замечанию которого, портретам, созданным Яновой, присущи «психологизм и эмоционализм, вообще западная современная философия и миросозерцание».
В довоенные годы Янова поддерживала дружеские отношения с графиком Владимиром Лебедевым, поэтом Даниилом Хармсом, а в послевоенное время семья Траугот занимала немаловажное место
в кругу творческой интеллигенции, сохранявшей связи с искусством 1920-х годов.
Красавица Вера Павловна зачастую выступала и как законодательница мод – изобретала струящиеся кимоно, не сшитые нитками, а державшиеся на одних булавках, носила мужские шляпы
и брюки... Рождение детей ничуть не помешало ей вести светский образ жизни, напротив, сыновья гармонично вошли в салонную жизнь, украсив и разнообразив её.

Вера Павловна Янова

1920-е годы

Щелкните для увеличения

Александр и Валерий Трауготы с матерью
Верой Яновой

Живописный темперамент художницы друзья называли вангоговским
Действительно, эмоциональная напряженность её полотен никого не сможет оставить равнодушным. Широкие мазки лепят цветом форму и пространство, прописывают планы и акцентируют значимые детали. Вера Павловна не любит сырой краски, она смешивает её на палитре, добиваясь невероятных, всегда чистых и звучных оттенков.
Дом в расширенном смысле — автопортреты, портреты детей, сын с кошкой, приёмный сын на своем легендарном моноцикле, портреты друзей, интерьеры квартиры, цветы на окнах, то, что за окнами,
по-московски путаные улочки Петроградской — становится основным сюжетом живописи Веры Павловны.
Семейные сцены порой проецируются на евангельские сюжеты богородичного цикла. Огромные по ленинградским коммунальным меркам холсты и невероятная для сдержанного ленинградского экспрессионизма яркость. Если уж кобальт синий — так такой синий, что врезается в глаз.
Если кадмий лимонный — так такой лимонный, что сводит во рту.
И главное — абсолютная свобода, возможная, видимо, только когда знаешь, что твои картины никогда не выйдут за стены твоего дома-крепости.

Щелкните для увеличения

Природа её живописи не выносит открытого цвета. Живописные произведения имеют протекание тона через весь холст. Она всегда затирает краску из тюбика, смешивает её, образуя тон, и мало того, вводит в этот тон ещё и другой, образуя живописную ткань. Примером тому служит Сезанн...
Анна Лепорская, художница по фарфору, живописец, график, дизайнер, заслуженный художник РФ
Живописные работы Веры Павловны впервые
были представлены на выставке «Семья Траугот»
в Мраморном дворце Русского музея в 2012 году

Выставка «Семья Траугот» в Мраморном дворце Русского музея была посвящена творчеству двух поколений семьи петербургских художников Трауготов: Георгия Траугота (1903–1961), его супруги Веры Яновой (1907–2004), работы которой впервые предложены

на суд зрителей, и их сыновей – Александра (род. 1931) и Валерия (1936–2009) Трауготов. Экспозицию составляли произведения живописи, графики, скульптуры и фарфора, находящиеся в собственности Александра Траугота.

В произведениях Георгия Траугота и Веры Яновой, работавших преимущественно в области городского пейзажа, портрета и натюрморта, нашли самобытное преломление и развитие открытия постимпрессионизма, а также отечественного и зарубежного фигуративного авангарда начала ХХ века. Александр и Валерий Трауготы, крупнейшие мастера книжной иллюстрации и книжного оформления,

были представлены на выставке станковыми работами – живописью, графикой, скульптурой и фарфором.

Основной концепцией, объединяющей в пространстве выставки творчество четверых очень разных художников, являлась тема Петербурга. Она раскрывается в исповедальной искренности и любви каждого из авторов к городу, в пронзительных трагических интонациях, которыми отмечена интерпретация «петербургского текста» в их произведениях разных лет.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website