Всей семьёй Трауготы придумали книжку-игру «686 забавных превращений». Она имела такой успех, что потребовалось несколько её переизданий. Это довольно большие листы с комичными персонажами, разрезанными по горизонтали на три части: листай страницы в любом порядке и получай уморительные комбинации из 14 голов, 14 туловищ, 14 ног — 686 забавных превращений. Изобразительный ряд этой книги-игрушки основан на контрасте цветовых пятен. Комические персонажи находятся здесь в условном открытом пространстве. Их отличительные черты, будь то детали костюма, выражение лиц или жесты, помогают зрителю почувствовать настроение книги, проникнуться атмосферой детской непринужденной игры и веселья.
В наши дни книжку "686 забавных превращений" можно найти в одном экземпляре в московском Музее книги Российской государственной библиотеки. Она бережно хранится в особой папке.
1962 год
Одна из самых страшных сказок Шарля Перро, пожалуй, «Синяя Борода». И какой же красивой нарисовали жену, перехитрившую этого злодея, художники! Давайте вглядимся, какими необыкновенными красками они создали её лицо: и голубой цвет, и желто-лимонный, и красноватый. И рыжеватый — в волосах. Фантастическое сочетание красок. Да ведь это и красавица сказочная! А владелец замка, Синяя Борода, на портретах постоянно меняется: то он красивый и любезный, а то — злобный, жестокий и мстительный. Когда принимаешься листать нарисованные братьями книги, то поначалу ожидаешь тех же подробностей, того же пристального внимания к мельчайшим деталям, ко всему, что только упоминается в тексте. Художники вовсе не ощущают себя подмастерьями писателя. И очень интересно следить за тем, как они встают рядом с автором и вместе с ним ведут рассказ. Скачут на прекрасных конях гости Синей Бороды, рядом с конскими копытами вытягиваются в беге гончие, и олень убегает, закинув свою рогатую голову, тщательно вырисованные рыцари в удивительных шлемах скачут с листа на лист на укрытых латами конях. А вслед за рыцарями — зарисовки старинной утвари из древних поваренных книг и современных музеев, а дальше — чьи-то лица...
Иллюстрирование не должно послушно следовать за словом, задача художника разглядеть в книге то, что может быть выражено только рисунком
Прошло десять с небольшим лет, и художники снова возвратились к героям Шарля Перро. Теперь это большая книга, и «Синяя Борода» — одна из многих помещённых здесь сказок. Перечитываешь знакомую историю и видишь — на рисунках появляются сцены, которых вовсе нет в сказках. Ждёт несчастная женщина своих братьев, и кажется ей, что это они скачут в облаке пыли к замку Синей Бороды. Но нет — всего лишь пастух гонит стадо овец. Здесь и пахарь, идущий за плугом, и дровосек с топором у поваленного дерева, и часовня — такая маленькая, какой её можно увидеть только с высокой башни замка. Не просто так рядом с героями сказки появились люди, о которых Перро не писал ни слова, и часовня, придуманная художниками, не зря оказалась в окрестностях, великолепного замка. Бережно, искусно выстраивают братья Трауготы волшебную страну, и кажется, что именно там повстречал Перро своих героев, увидел их огромные замки и убогие хижины. Художники не повторяют того, что читатель может прочесть и сам. Как много значит в рисунках Трауготов красный цвет. Он очень разнообразный и есть в каждой картине, если героям грозит беда. Трауготы — внимательнейшие читатели и про старые времена знают все. Изучили по старинным книгам, по рисункам в альбомах. Библиотеки и музеи — их любимые и часто посещаемые места.
1969 год
«Роман» художников и сказок Ганса Христиана Андерсена продолжался и продолжается всю их творческую жизнь. Первая книга сказок с иллюстрациями Г. А. В. Траугот вышла в 1963 году. С тех пор сказки Андерсена в их оформлении переиздавались 17 раз!
«Сказки и истории» Андерсена вышли в 1969 году, в Ленинградском отделении издательства «Художественная литература» тиражом 150 тысяч экземпляров. Двухтомник стал настолько популярным, что пять лет спустя был переиздан — тиражом в 300 тысяч экземпляров! — в кишинёвском издании «Лумина». Издание отличалось только ярко-желтым цветом обложки. А потом ещё один дополнительный тираж — ещё 300 тысяч… И сколько же книг было «испорчено» жадными до раскрасок детьми — ведь графические иллюстрации Г. А. В. Траугот так и просились, чтобы их расцветили детским воображением и яркими карандашами! Поэтическое слово великого сказочника-датчанина и романтически-возвышенные рисунки русских художников книги дополняли друг друга, становились значимыми и запоминающимися.
Герои сказок: Принц-свинопас, Хольгер- датчанин, Солдат из «Огнива», Пастушка и Трубочист, Принцесса на горошине, нарисованные легким, импровизационным пером, предстали романтическими мечтателями, наделенными даром любви, а значит, и творчества. Виртуозно исполненные рисунки, украшенные цветными пятнами акварели, лежат на белом поле листа: белое становится частью изобразительного пространства, и такой рисунок живет вместе со всей книгой.
Богатство мира Андерсена буквально притягивало к себе Трауготов. В том же 1969 году в издательстве «Художественная литература» вышел двухтомник со 157 сказками и историями Андерсена и с многочисленными перовыми контурными рисунками художников. В этих рисунках Трауготы прочитали сказки и истории Андерсена как философы, мыслители. Позже в издательстве «Малыш» отдельной книжкой будут изданы «Оле-Лукойе» и небольшой сборник сказок, где Трауготы предстанут как настоящие книжные живописцы.
К двухсотлетнему юбилею великого датчанина с затейливым изяществом братья Трауготы исполнили «Принцессу на горошине». По черному глянцевому полю этой небольшой книжицы они белой гуашью от руки школьным стальным пером написали всю сказку — по одной фразе на странице. Проиллюстрировали почти все фразы, украсили белыми контурными рисунками суперобложку, обложку, форзацы, титульный лист. Эта элегантная книга была издана небольшим тиражом и является редкостью.
Л. С. Кудрявцева о книге ""Принцесса на горошине"
с иллюстрациями Г.А.В. Траугот
1972 год
Николай Алексеевич Некрасов написал когда-то шутливое стихотворение в духе старинного лубка про дрессированного медведя «Генерал Топтыгин», которого струсивший народ принял за разгневанного генерала. Московское издательство «Малыш» выпустило его в 1972 году для детей тиражом 1 миллион экземпляров и ценой 7 копеек, пригласив художниками знаменитых Трауготов. И оформление, и иллюстрации этой крошечной книги Трауготы исполнили на черном фоне яркими красками – как бы в стилистике расписных жостовских подносов, городецких прялок, игрушек. Рисунки лаконичные, бодрые, насмешливые. Положены они кистью так, будто народные мастера наборным мазком ловко и артистично наносили краски на гладкую черную поверхность. Но Трауготы это делали по-своему. Обычную гуашь клали ряд за рядом, густо или, наоборот, прозрачными мазками. И получались светящееся розовеющее небо, заснеженная дорога, чернеющая снежная туча. А в самих сюжетах они уловили интонацию народной байки, её стиль – и весело ему подыграли. Создали миниатюрные шедевры с мужицкими танцами вприсядку в трактире. С чаепитием, с доморощенными портретами каких-то генералов, с летящей по морозцу русской тройкой и, конечно, с комичным, ни в чем не повинным Топтыгиным. Смех и радость, красота и любование. Нужно лишь уметь научить ребёнка видеть искусство...
1972 год. Ростан Э. Сиpaно де Бержерак. Героическая комедия в 5 действиях
1978 год. Андерсен Г. X. Новое платье короля
1979 год. Берггольц О. Ф. Стихи и поэмы
1979 год. Гримм Я., Гримм В. Сказки
1979 год. Гауф В. Сказки
1985 год. Чехов А. П. Каштанка
1988 год. Байкала-озера сказки
1989 год. Черкашин Г. А. Кукла
1999 год. Пушкин А. С. Медный всадник
2005 год. Булгаков М. А. Мастер и Маргарита
Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» с иллюстрациями братьев Траугот, специально созданными для этой книги и отмеченными в 2004 году Премией Правительства Санкт-Петербурга в области культуры, впервые был выпущен издательством «Вита Нова» в 2005 году. Для этой книги художниками были отобраны 256 рисунков — менее половины от общего числа созданных братьями Траугот иллюстраций к роману. В основу нового, предпринятого по прошествии десяти лет, издания легли ранее не использованные рисунки из собраний семьи художников, издательства «Вита Нова» и частных коллекционеров, а также иллюстрации, созданные Александром Трауготом после выхода в свет первого издания. Эта публикация открывает новые грани одной из самых масштабных работ художников.
Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
с иллюстрациями братьев Траугот
Издательство «Вита Нова». 2005 год
2006 год. Борисова М. Интереснее пешком: Тридцать три стихотворения и три рассказа о Ленинграде
2010 год. Пушкин А. С. Воспоминания в Царском Селе
2014 год. Матвеева Е. А. Иоганн Штраус. Король вальсов или Воспоминание о Павловске
2015 год. Дворец королевы кошек. Японские народные сказки
2015 год. Борисова Е. Счастливый конец. Волшебная сказка
2015 год. Волков А. М. Волшебник Изумрудного города